TruTone от Elation
Отдел исследований и разработок Elation завершил проект, который длился несколько лет, целью которого была задача достижения идеального баланса между точностью и интенсивностью цветопередачи. В результате появилась технология TruTone, революционное достижение, которое позволяет регулировать CRI с помощью одного канала прибора, чтобы найти наилучшую точность и баланс.
Достижение идеального баланса между яркостью и точностью цветопередачи — это проблема, которая существует в индустрии развлекательного освещения в течение многих лет и имеет важное значение как для художников по свету, так и для прокатных компаний. Традиционные светодиодные модули с их фиксированными значениями CRI не обеспечивают полный спектр, оставляя разработчиков и поставщиков оборудования с фиксированными значениями LED. Несмотря на многочисленные попытки отрасли устранить этот недостаток, идеальное решение остается труднодостижимым.
TruTone
Основная концепция, лежащая в основе TruTone, гениально проста, но очень эффективна: использование светодиодов с высоким и низким индексом цветопередачи в единой оптической матрице с высокой плотностью, которая позволяет регулировать индекс цветопередачи в диапазоне от 70 до 93. Система смешивает свет плавно, без переключений или ступеней, без каких-либо видимых артефактов или нарушений цветовой температуры. Ее преимущество - гибкость настройки цветопередачи в одном приборе для удовлетворения различных потребностей, представляя при этом новый подход к тонкой настройке тона и глубины цвета - делает систему совершенно уникальной.
Ограничения в предыдущих системах
Инженер Elation Маттиас Хинрикс (Matthias Hinrichs) сыграл ключевую роль в развитии TruTone и говорит, что этот путь начался с осознания ограничений, присущих существующим технологиям освещения. Он утверждает: «Поскольку светодиодные источники часто имеют низкий индекс цветопередачи 70, а газоразрядные лампы обычно около 80, источник света не очень хорошо передает истинные цвета, которые могут казаться тусклыми или в случае с оттенками кожи, неестественными». Он говорит, что были предприняты попытки решить эту проблему с помощью стеклянных фильтров CRI, которые уменьшают зеленую составляющую источника, создавая более теплый и полный спектр. «Это хорошо для рок-концерта и других применений, но при освещении более важных помещений, таких как, например, показ мод, автомобильное шоу, телевидение, театр или опера, где важна цветопередача костюмов и декораций, появляются недостатки в спектре». Еще одним «исправлением» CRI стало использование многоцветных аддитивных светодиодных источников, которые позволяют выбирать различные светодиодные излучатели для смешивания и компенсации недостающих частот, шаг, который, по словам Маттиаса, позволил достичь лучших результатов, но все еще не был полностью удовлетворительным.
Затем стали доступны светодиодные источники с высоким индексом цветопередачи 90+, и производители начали предлагать версии существующих продуктов с высоким индексом цветопередачи или даже сменные источники. «Но это сопровождалось падением производительности. По мере увеличения индекса цветопередачи светодиоды становились менее эффективными, поэтому в итоге мы получили прибор, который имел 60-70% от первоначальной мощности», — объяснил Маттиас.
Для прокатных компаний варианты с высоким индексом цветопередачи означали, что они должны были хранить два разных набора приборов, а версии с высоким индексом цветопередачи часто находились на складе в течение длительных периодов времени по сравнению с обычными приборами. «Это не очень хорошо для бизнеса», — заявил Маттиас, отметив, что Elation с самого начала приняла решение отказаться от версий с двумя приборами. «Со стороны художника вы должны были помнить о том, что вы заказали, потому что, если вы заказали все приборы с высоким индексом цветопередачи, вам потребовалось на 30-40% больше приборов, потому что у вас не было необходимой светоотдачи. Это тоже не идеально».
А что, если...?
Было очевидно, что суть проблемы заключается в неотъемлемых компромиссах между значениями CRI и производительностью, но каждое решение представляет собой свой собственный набор компромиссов. Затем инженеры Elation задались вопросом: «Что, если вместо того, чтобы довольствоваться фиксированным значением CRI, мы могли бы предложить пользователям возможность плавно настраивать цветопередачу в одном приборе в соответствии с их потребностями — больше мощности или больше точности цветопередачи?»
Отдел исследований и разработок Elation изучал возможности объединения светодиодов с высоким и низким индексом цветопередачи в единую матрицу, и прорыв произошел, когда были протестированы отдельные драйверы и электроника для каждого набора светодиодов. Маттиас объясняет: «Независимые источники устранили жесткое переключение и позволили нам легко настроить прибор в соответствии с любым запросом CRI. Из-за различий в эффективности в каждой точке диапазона регулировки CRI мы провели много математических вычислений и оптимизации, чтобы получить правильное сочетание выходных данных и цветового спектра, убедившись, что цветовая температура остается стабильной при переходе между различными значениями CRI».
Такая плавная регулировка, облегченная сложными алгоритмами и тщательным проектированием, обеспечивает оптимальную производительность и эффективность в диапазоне от 70 до 93 CRI. Индекс цветопередачи 70 идеально сочетается со многими существующими приборами, в то время как индекс цветопередачи 93 идеально подходит для шоу, где важна точность цветопередачи, таких как театр, мода, автошоу, телевидение/кино и т. д. Оптимальный КПД находится посередине, при индексе цветопередачи 80.
Влияние на цвета
Чем больше инженеры смотрели на систему, тем больше понимали ее преимущества. «Когда мы внимательно изучили это, мы посмотрели на белый свет на поверхности, человеке, костюме, и он выглядел великолепно», — вспоминает Маттиас. «Но мы быстро поняли, что система оказывает огромное влияние и на смешивание цветов. Она позволяет смешивать цвета с холодного на теплый и создать красивые теплые театральные краски. Это изменение CRI дает нам новый способ воздействия на цвет». Короче говоря, изменение спектрального состава цвета дает художнику расширенный диапазон цветовых вариаций на выбор. «Когда мы представили это решение театральным и телевизионным художникам, они действительно увидели преимущества и были поражены палитрой, которую они смогли создать».
Уникальная гибкость
Поскольку TruTone позволяет регулировать CRI прибора, она не только подходит для широкого спектра применений, но и устраняет необходимость в нескольких вариантах приборов для достижения точной цветопередачи. Художник больше не зацикливается на выборе, который он или она должны сделать при выборе типа светодиодного источника. Один световой прибор может играть обе роли в одном шоу. Будь то освещение докладчика с высоким индексом цветопередачи, а затем переход на музыкальную группу для создания эффектного образа; или освещение автомобиля на автосалоне, а затем переключение на диджея с высокой мощностью, плавный переход CRI делает TruTone уникальным и является единственной системой, в которой это возможно.
Proteus Odeon и не только
TruTone открывает целый мир возможностей, позволяя пользователям точно настраивать тон и глубину цветов с непревзойденной точностью. Новый прибор Proteus Odeon от Elation является первым световым прибором, оснащенным новой системой TruTone, и в будущем эта технология будет внедрена в другие приборы Elation.
В заключение Маттиас заявил: «TruTone создавался годами, и мы рады представить эту новую технологию на рынке. Я думаю, что, когда художники увидят возможности, они поймут, какое реальное влияние это может оказать на их проекты».